От стажера до исполнительного директора: почему важно любить то, чем занимаешься
Алексей Толмачев
«В погоне за должностью можно упустить из виду главное: результаты текущей работы и удовольствие от того, чем занимаешься», – говорит исполнительный директор по нефинансовым сервисам Поволжского банка Алексей Толмачев. К высоким должностям он действительно не стремился. Но еще в школе Алексей решил, что хочет работать в банке и просто шел к своей цели, занимаясь тем, что ему по душе. О своем выборе, первых шагах в Сбере, ошибках руководителя и качествах, нужных сотруднику в банке – читайте в истории Алексея.
Компания – одна, а карьерные позиции – разные
- Еще со школы я знал, что хочу работать в сфере финансов и шел к этой цели. Я поступил в университет на факультет «Финансы и кредит», получил специальность экономиста.
На первых порах я просто стремился попасть в Сбербанк: в Оренбурге было не так много представительств крупных компаний, а у Сбербанка была репутация надёжного работодателя с крутыми офисами, поэтому стать его сотрудником уже было для меня успехом.
И у меня получилось. В 2009 году, на последнем курсе, пошел на практику в отдел ценных бумаг Оренбургского отделения Сбербанка. В итоге руководитель отдела предложил мне позицию инспектора ценных бумаг. Конечно я согласился. Какое-то время я работал с частными и юридическими лицами: выписывал векселя, принимал их к оплате. Но вскоре перешел в отдел продаж, и мне предложили стать клиентским менеджером в Самаре. Так начался мой карьерный путь в этом городе.
Сейчас я исполнительный директор по нефинансовым сервисам в Поволжском банке Сбербанка, который работает с семью областями. В среднем на каждой позиции я работал по полтора-два года.
Работа в команде
- Сейчас в моей команде 12 человек. В переходе от «линейной» работы к руководству есть свои нюансы. Руководитель-новичок может легко «попасть в ловушку», когда начальник считает своё мнение единственно верным.
В первые годы на руководящих позициях так произошло и со мной. Я управлял коллективом по принципу «Делайте так, и никак иначе». Но в процессе этот подход трансформировался. В реальной жизни не часто бывает, что по какому-то вопросу существует только одно правильное мнение, и оно твоё. Даже если когда-то твоё понимание того или иного вопроса было верным – изменились внешние факторы, и старые решения уже не работают.
Поэтому сейчас я действую по-другому. Я обсуждаю важные решения с сотрудниками и говорю, как я бы поступил на их месте. Команда высказывает свою точку зрения, и в диалоге мы приходим к общему мнению. То есть решения не «спускаются сверху», а появляются в результате общей договорённости.
Основная часть моего коллектива работает из разных офисов и городов Поволжья. Мне жаль, что я не могу часто видеть их «вживую». Но как минимум раз в квартал мы собираемся на стратегические сессии, устраиваем мозговые штурмы, общаемся в неформальной обстановке, проводим спортивные турниры.
Не всё гладко и просто
- В самом начале карьеры главной сложностью было изучить огромное количество внутренних нормативных документов. По сравнению с этим всё остальное – в принципе мелочи. Это было примерно, как выучить наизусть «Войну и мир». Затем я пришёл в новое для себя направление – кредитование юридических лиц. И снова нужно изучать толстые тома внутренних регламентов – в Сбере их всегда было очень много. Смотришь на них и думаешь: «Это вообще реально прочитать?».
И тут мне помогли опытные наставники. Они сказали: «Хватит зубрить, ты все равно это никогда не выучишь. Будешь на практике сталкиваться с тем или иным вопросом – так всё и освоишь». Каждый конкретный регламент лучше «поднимать» и изучать, когда перед глазами живой пример. Когда информация основана на практике, она запоминается намного лучше.
Мне кажется, отторжение всего нового – нормальная реакция человека. Мозг автоматически старается избегать сложности. Но если есть желание разобраться – можно преодолеть любые трудности. Все вопросы не исчезнут, как по взмаху волшебной палочки, но уже не будут казаться нерешаемыми.
Достижение значимых результатов иногда приводит в зону комфорта из которой очень сложно выйти. Но я не хочу останавливать на том, чего уже достиг, мне этого недостаточно. Моя основная цель – расти и двигаться дальше. Для этого есть и желание, и энергия.
Как построить успешную карьеру
- Одно из основных качеств для успешной работы в Сбере – это любознательность. Мне всегда было интересно изучать что-то новое, разбираться, как всё устроено. Так я повышал свою экспертизу, чтобы на равных общаться и с коллегами, и с клиентами. Мои любознательность и тяга к новому помогали двигаться, показывать результат и расти профессионально.
Алексей Толмачев
В обучении мне помогал Сбер. Компания дает своим сотрудникам возможности учиться всему, чему ты хочешь. Я заканчивал уровневую программу «Сбер 500» для руководителей среднего звена, это очень крутой опыт. Каждые две недели сдавал зачёты на протяжении года. Прохождение этого курса я считаю одной из самых больших моих побед.
Ещё одно важное качество, нужное для карьерного роста – понимание того, чем хочешь заниматься. Это я говорю всем своим сотрудникам и всем кандидатам на собеседовании. Только исходя из этого нужно принимать остальные решения.
Работа должна приносить удовольствие. Тогда сотрудник добьется успеха. Не стоит выбирать работу, которую не любишь, например, из-за высокой зарплаты. Такому человеку каждый раз придётся преодолевать себя. Рано или поздно это обязательно приведёт к выгоранию.
Советы будущим сотрудникам
- Сбер как работодатель предлагает большие возможности для развития. Есть инструменты для обучения, развития компетенции и повышения уровня знаний. И когда человек понимает, чего хочет, и готов работать, то в Сбере есть всё, чтобы воплотить его планы в жизнь. Но многое, зависит и от самого сотрудника.
Я бы не советовал сразу метить на высокую должность. Лично я считаю, что эффективный управленец должен сначала поработать на начальных позициях, чтобы понять, как строится работа изнутри. Тем более в Сбере есть много возможностей двигаться и расти, если ты этого сам хочешь.