фоновое изображение

Карьерный взлет в Сбере: реальная история и советы для тех, кто на старте

Ольга Харлан

О том, как построить карьеру от помощника контролера-кассира до руководителя направления нефинансовых сервисов читайте в нашем материале.


«Я никогда не была карьеристкой, но всегда чувствовала, что хочу больше, чем имею сейчас», —рассказывает руководитель направления нефинансовых сервисов Сбера Ольга Харлан. Двадцать лет назад она пришла в Сбер, став учеником контролера-кассира в одном из отделений в Магадане. Об обучении с нуля, умении управлять своим временем и съемках фильма с коллегами — в интервью Ольги.

Начало пути

Я работаю в Сбере с 2002 года, в 2022 году был юбилей — 20 лет. Сбер — мой первый и единственный работодатель. Я пришла на позицию ученика контролера-кассира в отделение банка, и даже на эту позицию проходила масштабное собеседование. Раньше было очень сложно попасть на работу в Сбер, хотя Северо-Восточный государственный университет я закончила с красным дипломом. 

По профилю я филолог. Но моя сестра когда-то работала в банке и у меня сложилось представление, что это сфера, где можно достичь успеха. И я целенаправленно шла именно в Сбер. Ученик контролера-кассира — стартовая позиция, на которую можно было в принципе устроиться. В течение двух месяцев я проходила обучение в сфере обслуживания клиентов, а после меня взяли на временную позицию. Моя первая запись в трудовой книжке — контролер-кассир Северо-Восточного банка Сбербанка России в городе Магадан.

Самым трудным было начало пути, вот эти первые два месяца. Это было нечто новое: абсолютно не связанные с моей повседневной жизнью процессы! Я училась с нуля. 

В работе с клиентами нужно четко следовать инструкциям. Чтобы правильно обслуживать клиентов и не иметь, как в то время это называлось, «справок о нарушениях», нужно было погрузиться в регламенты и обслуживать клиентов так, как прописано. А это не совсем соответствовало профилю филолога. 

Но если есть желание, умение инвестировать в себя, свое развитие и внутренняя мотивация в Сбере реально достичь поставленных карьерных целей: карьерный путь здесь прозрачен. Для понимания — позиция ученик контролера-кассира тогда была стартом почти для всех, кто приходил на работу в банк. Сейчас также молодые люди могут прийти в банк стажером, выбрав наиболее близкое для себя направление в обслуживании клиентов и начать постепенно продвигаться по своему карьерному пути в Сбере. Ну, а дальше только работа.

Три кита построения карьеры

Я могу выделить семь ключевых позиций, на которых я работала, но были еще промежуточные. С 8 декабря 2020 года я портфельный управляющий в центральном аппарате, курирую дистрибуцию продуктов наших партнеров. Работа очень интересная, требующая развития и изменений в моменте. 

Я всегда знала, что учиться нужно постоянно. Экономика была мне близка, и язык цифр тоже был про меня. На последних курсах филологии, а потом работая в банке, я закончила Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения со специализацией «экономист»— в 2004 году получила диплом о втором высшем образовании.

Я меняла направления работы и открывала новое, и если я чего-то не знала на той позиции, куда я шла, а такое случалось нередко, я брала и училась! 

Профессиональные навыки приобретаются в моменте, когда тебе очень нужно разобраться с конкретными профессиональными задачами. Но ключевая история — это гибкие навыки. Это то, что мне всегда помогало в работе и в личной жизни и развитием чего я занимаюсь на постоянной основе. Мне кажется, я самомотивирующийся организм, меня не нужно мотивировать. Либо я сама уже себе планку высокую поставила, либо от меня этого требует среда. Есть конкретная цель, значит нужно делать всё возможное и невозможное, чтобы ее достичь. Не всегда получается достигать поставленных целей в запланированные сроки, бывает требуется чуть больше времени и инвестиций в задачу и себя. 

Второе, что мной движет — это упорство и удовольствие от получения результата. Важно сквозь препятствия видеть возможности, при этом быть гибким. Сейчас я придерживаюсь позиции, что, если не получается изменить обстоятельства, нужно изменить себя. 

И третье — приоритеты и ценности. Я никогда не была карьеристкой, но всегда понимала, что хочу чуть больше, чем имею сейчас. Когда-то давно пришло осознание, что, если даже на минуту остановиться — можно многое упустить. Вот что всегда помогало двигаться. 

Вдобавок я не люблю неинтересную работу. Бывает такое: работа с 09.00 до 18.00, и больше ничего не интересует — это не хорошо и не плохо, но не про меня. Мой супруг говорит: “Ты всегда найдешь работу даже там, где ее нет”. Это касается не только работы, но и жизни. 

Советы для тех, кто на старте

Если есть сомнения, идти или не идти в Сбер — идите. Особенно если хотите работать в компании, которая будет помогать вам развиваться. Причем инструментами, которых еще нет на рынке, причем абсолютно бесплатно. 

Это и очень качественный образовательный контент в СберУниверситете, и общение с коллегами разного уровня, и лидеры, у которых есть чему поучиться, и система наставничества, и даже менторинг. У меня был опыт работы с ментором, когда я была заместителем управляющего отделением. За полгода совместной работы нам удалось решить личные жизненные ситуации, разрешить некоторые сомнения, не говоря уже о работе. 

Ещё очень важно правильно научиться управлять временем и своими личными ресурсами. До 2019 года у меня это не получалось совсем: бОльшая часть жизни проходила на рабочем месте, и я не уделяла достаточного внимания ни себе, ни семье. А потом я активно занялась спортом и стала заставлять себя уходить с работы вовремя. Спустя полгода я поняла, что в рабочих процессах ничего не утрачено. Меняется только мое ресурсное состояние: я больше могу отдавать, я более эффективна. 

Вывод простой: очень важен баланс, ты будешь эффективнее, если будешь грамотно распределять свой день, управлять своими ресурсами, в том числе заниматься спортом, проводить больше времени с семьей, а в выходные дни отдыхать. Ребятам на старте я говорю то же.

Кстати, Сбер формирует среду единомышленников и объединяет коллег похожими ценностями, многие здесь действительно находят себе друзей на всю жизнь и даже семью. Я, конечно, не ставила себе таких целей, но так случилось, что и в этом мне помог Сбер. Мои лучшие друзья — те, с кем мы когда-то познакомились в структуре банка. И с учетом того, что многие из нас мигрируют с одной позиции на другую, с одного территориального банка в другой или в центральный аппарат, то в какой-то момент ты понимаешь, что большая часть существующих контактов — с теми, с кем ты соприкасался в работе — коллеги или клиенты.

Работа в команде 

Сейчас у меня нет подчиненных, в этом уникальность. Это особенная структура, отличающаяся от отделений по стране.

Если говорить, чего в моей текущей роли мне не хватает, то как раз управления командой и развития персонала, чем я занималась ранее. Мне близок демократический и наставнический стиль управления, важна дружественная, рабочая, конструктивная атмосфера в команде. Никогда не страшно было спросить у команды то, чего я не знаю, ко мне ребята также часто приходили за советами. 

В команде мы многое делали, чтобы было интересно работать вместе. А вне работы организовывали мотивирующие мероприятий. Раз в три месяца, мы собирались всей большой командой и подводили совместные итоги, обязательно выделяли лучших, я искренне говорила «спасибо». Мы проводили различные корпоративные мероприятия, особенно любили снимать ролики. Это были шикарные ролики на разные темы: мы поздравляли другие блоки, снимали мини-фильмы (и ужасов, и триллеры, и комедии, и в стиле 90-ых). Еще ходили в походы вместе — очень интересные туристические маршруты на территории Магаданской области и очень красивые пейзажи. В 2019 году всей командой совершили поход на Каменный Венец. Это было серьезным испытанием — всей командой больше 20 километров прошли пешком туда и обратно, шли по скалистому берегу моря, очень трудный маршрут с препятствиями, вернулись поздно ночью. Это было захватывающе, чувствовалось надежное плечо каждого в команде и настоящее доверие. 

Как понять, что вы нужны Сберу

Когда я устраивалась на работу, было жесткое требование к наличию только высшего образования даже на ученика контролера-кассира. Сейчас кандидат со средним специальным образованием тоже может начать карьеру в Сбере. 

Если говорить про айтишников, кажется, сейчас очень много ребят, которые заканчивают реальные практические ИТ-курсы и могут претендовать на стартовые позиции стажеров. Это уже бэк-офисные, айтишные позиции. Предпочтение, конечно, отдадут выпускникам технических вузов, но все это гибко.

Если в планах развитие карьеры в клиентском сервисе, нужно иметь желание работать с клиентами и любить людей. Если твой профиль работать с документацией, один на один с компьютерными навыками, писать код и редко взаимодействовать с коллегами, лучше не выбирать обслуживание клиентов. Работа с клиентами — это обслуживать клиентов на пять баллов вне зависимости от своего настроения. 

Мой личный совет — не надо рассматривать банк как какую-то разменную монету, многие думают: “В банке отработаю несколько месяцев и потом буду дороже стоить на рынке”. Это заведомо неправильная позиция. Чтобы действительно получить реальный опыт, нужно включиться в работу на 100%. Это та компания, которая по достоинству оценит и наградит сотрудника за вклад в работу.

Ольга Харлан

Как строить карьеру шаг за шагом 

Под лежачий камень вода не течет. Почему я двигалась в разных направлениях? Впервые со мной это было так: в 2005 году я ушла в декретный отпуск, а после выхода из декретного поняла, что всё, чего я могла достичь на этой позиции, достигнуто. Пора двигаться дальше. 

В Сбере есть инструменты для внутреннего перемещения – система Пульс, в которой размещена вся база вакансий. Можно подписаться на интересующие тебя позиции, и ты можешь видеть вакансии не только в своем подразделении, но и по всей стране. Нужно, конечно, поставить руководителя в известность о том, что ты хочешь расти. С сотрудниками проводятся карьерные диалоги, кадровые комиссии, строятся карьерные лифты. Важно соответствовать и стараться превосходить ожидания, разделять ценности компании, и тогда все получится.