Lifelong learning: что такое непрерывное обучение и почему без него не построить карьеру

Концепция непрерывного образования (lifelong learning) появилась ещё в 1970-е годы, но по-настоящему популярной стала только сейчас. Рассказываем, как любовь к знаниям помогает строить карьеру и как компании занимаются обучением сотрудников.

Откуда взялся тренд на непрерывное обучение

Раньше в основном было так: окончил школу, потом университет и пошёл работать. Часто — на одном месте до самой пенсии. Образование на протяжении всей жизни не было обязательным. Конечно, не для всех профессий. Врач, например, должен был учиться всегда: он проходит несколько ступеней обучения в университете, а затем постоянно изучает новое в профессии — способы лечения, препараты и исследования. Но сейчас быстро развиваются почти все области, и без обучения можно выпасть из любой профессии — от разработчика до менеджера.

Сама концепция lifelong learning зародилась еще в1970-е годы: в Европе стали активно обсуждать потенциал человека и его связь с экономикой и социальной жизнью стран. Подходы во многих профессиях начали меняться быстрее: теперь, чтобы быть успешным специалистом, важно было не отставать от трендов. К тому же, устаревал подход «одна профессия на всю жизнь»: люди поняли, что в любом возрасте могут освоить новую специальность и начать развиваться с нуля. Сразу три международных организации независимо друг от друга представили своё видение нового подхода к построению карьеры: Совет Европы, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и ООН. Авторы концепций и докладов предложили отказаться от идеи, будто обучение необходимо только на определённом отрезке жизни — и сделать непрерывное образование нормой. 

Эти веяния заметили в США, и в 1976 году там даже приняли закон об обучении на протяжении всей жизни. Его авторы хотели сделать образование доступным для всех, независимо от возраста и социального положения. На обучение взрослых, в том числе пенсионеров, решили выделять $40 млн ежегодно. Закон стал важной вехой: о непрерывном образовании впервые заговорили на государственном уровне, а колледжи, университеты и библиотеки стали более открытыми. К середине 1980-х интерес к концепции упал, в 1990-е ненадолго вернулся. А сейчас подход lifelong learning популярен, как никогда. 

Почему бум непрерывного обучения случился именно сейчас

Практически все сферы развиваются так стремительно, что нужно очень быстро бежать, чтобы просто оставаться на месте. Для карьерного роста важно не только прокачивать свои профессиональные скиллы, но и изучать новые области — T-люди (профессионалы со знанием других сфер) всё ещё остаются мечтой работодателя.

Распространению знаний помогли научно-технический прогресс и интернет. В нулевые компьютеры и ноутбуки появились практически у всех, и многие начали заниматься самообразованием в сети. А когда стало понятно, что люди хотят и готовы учиться, начал формироваться рынок онлайн-образования. Курсы, рассылки, вебинары и лекции — ещё несколько лет назад это казалось чем-то необычным, а сегодня наши почтовые ящики переполнены подобными предложениями. 

Доступность образования в любом возрасте открыла людям новые возможности. Дипломы, строчки в резюме и записи в трудовых книжках перестали быть ограничением в развитии карьеры. Теперь каждый может: 

Бесконечно оттачивать навыки в своей сфере. Это позволяет оставаться востребованным специалистом в постоянно меняющейся реальности.

Изучать смежные сферы. Сотрудники, которые хорошо понимают специфику работы коллег других специальностей, ценятся выше — они видят полную картину и могут делать больше, чем исполнять только прямые обязанности. 

Пройти переквалификацию. Часто люди выбирают будущую специальность после школы, но позднее понимают, что хотят заниматься совсем другим. Сейчас это возможно — профессию можно поменять. 

В 2018 году эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) назвали lifelong learning важным условием для успешной карьеры. От сотрудников ждут готовности постоянно учиться, быть гибкими и при необходимости менять сферу деятельности. Об этом говорят и исследования McKinsey & Company. В консалтинговой компании предлагают заглянуть в будущее и задуматься не только о непрерывном обучении, но и о lifelong employability — востребованности на протяжении всей жизни. Из-за автоматизации, предупреждают эксперты, люди рискуют и вовсе остаться без работы, поэтому так важно постоянно приобретать новые знания и навыки.  

Как учиться, если вы давно окончили университет, и почему в обучение сотрудников стали вкладываться работодатели

Начать учиться новому вы можете прямо сейчас — достаточно загуглить материалы на тему, которая полезна специалисту вашего профиля. Можно ограничиться бесплатными онлайн-курсами, а можно купить — на рынке множество предложений. 

Также никто не отменял важность книг — почти любой специалист может найти полезную литературу. Правда, в этом случае придётся много времени потратить на структурирование полученных знаний, «отсеивание» лишнего и собственно чтение, а при плотном графике это может быть сложно. В том же ВЭФ говорят, что самообразование «чрезвычайно затратно с точки зрения денег, времени и усилий». Эксперты форума уверены, что работодатели должны поощрять сотрудников учиться и предоставлять им такую возможность. 

Крупные компании давно инвестируют в образование персонала. В Google, например, всем потенциальным сотрудникам обещают содействие в организации непрерывного обучения. «Lifelong learning в природе Google», — заявляют в компании. Таких же принципов придерживаются в Apple, всячески помогая сотрудникам в получении новых знаний. 

С Запада тренд на корпоративное обучение пришёл в Россию, и сегодня крупные компании закладывают в бюджет деньги на обучение персонала. В Сбере, например, есть Виртуальная школа — полноценный онлайн-университет для сотрудников. Книги, статьи, видеолекции — всё это можно изучать в любое время. На платформе у каждого есть профиль, где сотрудник следит за своим прогрессом и появлением новых материалов. Независимо от специальности, всем доступна информация на любую тему: можно узнать больше о дата-сайенс, а можно — о продвижении бренда, нейроэкономике или способах борьбы с тревожностью. Кто-то и вовсе досконально изучает тему, о которой раньше почти ничего не знал, и меняет профессию, никуда не уходя из Сбера, — такое у нас тоже случается.