Новости
Технологии
Сегодня Сбер
Статья
6 сентября 2024

Как СберКот познакомился со своей цифровой подружкой и что она успела натворить в свой первый рабочий день

Знакомьтесь — Куся, второй кошачий инфлюенсер Сбера

22 июля, в понедельник, в официальном телеграм-канале Сбера высветилось странное сообщение, за несколько минут собравшее рекордное количество нативных реакций. Оно состояло из набора символов с коротким «кусь» в конце.

Необычное послание не осталось без внимания. В считаные минуты его подхватили другие телеграм-каналы: высказывали различные предположения, переживали за отправителя, строили гипотезы.

И даже бренды не прошли мимо «кошачьих» постов

Автор шалости не заставил себя долго ждать: красочным анимационным роликом Сбер представил обновлённого персонажа — кошечку Кусю, уже знакомую аудитории в 2D-формате.


Куся по следам СберКота обзавелась современным цифровым образом, модным гардеробом и технологичным «скелетом», который в режиме реального времени позволяет персонажу шевелить хвостом, ушами и показывать разные реакции. Куся уже успела засветиться в кинотеатрах под открытым небом «Окко» в Москве и Петербурге, а также стала лицом собственного анимированного стикерпака в Телеграме. Рассказываем, что известно о подружке СберКота и на что она способна.

Проработка образа

Куся знакома поклонникам СберКота по его страничке в ВКонтакте. Там персонажи дружат с 2019 года, обсуждают актуальные вопросы для подростков и молодёжи, делятся финансовыми рекомендациями, стикерами и жизненными мемами. А по совместительству являются маскотами бренда Сбер.

Наталья Цвентарная

владелец продукта

Цифровые аватары давно уже стали трендом на рынке. При этом многие компании развивают свои вселенные персонажей, например «Союзмультфильм», Disney, Pixar, телеканал «Пятница», где у каждого героя есть свой проработанный образ. Это позволяет им создавать сюжеты, ведь намного интереснее наблюдать за историей через взаимодействия, чем через бесконечные монологи. Сбер также создаёт свою мультивселенную персонажей. Ранее она существовала в 2D, в ней было три персонажа: СберКот, Куся и Рык, — благодаря чему можно было выстраивать диалоги между ними и поднимать проблематику как по актуальным социальным и ментальным вопросам для подростков, так и по финансовым.


Технологии не стоят на месте, поэтому вдохновляясь общими мировыми практиками 3D-персонажей, мы создаём своих. Сначала в 2023 году появился СберКот. Понимая, что вселенная не ограничивается одним персонажем, мы запустили второго технологичного персонажа — Кусю. Во-первых, она уже знакома аудитории и любят её подписчики не меньше, чем СберКота. Во-вторых, она — девочка-подросток, и может занять ту продуктовую и возрастную нишу, где СберКот не релевантен, например, она более близка подросткам в переходном возрасте за счёт своей эмоциональности и эмпатичности

Куся сохранила те черты характера, которые были у неё ранее: она — ходячая энциклопедия, зожница, борец за экологию, волонтёрка и верный друг. Она против вандализма, хулиганства, буллинга, неуважения к старшим. Куся немного витает в облаках, на всё имеет своё мнение, готова прийти на помощь, мечтает о мире во всём мире и не любит, когда перебивают, грубят и обижают тех, кто слабее. Но лучше всего её знает её друг:

СберКот

в официальных коммуникациях банка

Я очень рад, что Куся наконец-то обрела цифровой облик и мы сможем болтать с ней в новой реальности. Она самый смышлёный, творческий, разносторонний и эмпатичный маскот в кошачьей вселенной. Куся любит ходить на выставки и мероприятия, ухаживать за кактусом Иннокентием (ну а что), баловать себя мороженным и слушать виниловые пластинки.

За СберКотом по-прежнему сохранится статус самого финансово грамотного кота и эксперта по банковским финансовым продуктам. А Куся будет отвечать за e-com, лайфстайл, ESG, здоровье и образовательные проекты.

Создание персонажа

У Куси на теле более трёх миллионов волосков, её одежда теперь симулится вместе с шерстью, а эмоции дополнительно поддерживаются движением ушек. А ещё у персонажа появился пушистый хвост с цифровыми костями — он также ведёт себя реалистично, следуя за движением своей хозяйки.

Риг на карту эмоций Куси

Но обо всём поподробнее.

Модный цифровой гардероб

Куся хоть и цифровой аватар, но всё-таки девочка-подросток, поэтому любит менять образы. Теперь это можно делать в режиме реального времени.


Цифровая одежды Куси пошита по лекалам, она полностью повторяет материал и физику обычной ткани. Элементы сшивались прямо на моделях и регулировались по посадке. Каждая выкройка индивидуальна, поэтому в начале «пошива» команда снимала мерки, учитывая при этом состав материала, облегания, швы и приспуски — всё как в настоящем ателье. Затем раскладывали выкройки, учитывая расположение застёжек и пуговиц, места прокладывания строчек, — и переходили к «пошиву», выбору цвета и дизайну.


Последний этап — реалистичная симуляция одежды. На анимации персонажа обязательно нужно учитывать отсутствие «прониканий» частей тела друг в друга, например, когда персонаж складывает руки на груди, нужно обязательно следить, чтобы подмышки не врезались в тело. Только так на выходе можно получить реалистичное движение одежды.


Создание комплекта одежды под скин (статичную форму) и симуляцию (объект, который можно анимировать) — это разные процессы. В создании одежды под скин есть ограничения по форме и объёмам, но при этом проще создавать такие сложные элементы, как узлы, и добавлять фурнитуру.

«Выкройка» костюма Куси

А в одежде под симуляцию практически нет ограничений по форме — это даёт простор воображению и возможность создать более выразительные и современные формы. Сложности есть только с фурнитурой — порой от неё приходится отказываться или придумывать максимально стабильные соединения без непростых драпировок. Иногда, чтобы добиться идеального движения тканей, команде приходилось симулировать одежду несколько раз. Но, при всех сложностях, это окупается красивым и естественным поведением одежды в движении.

Больше технологий — больше возможностей

Новый анимационный персонаж получился ещё более технологичным. Цифровой скелет (риг) Куси позволяет беспрепятственно работать с моделью в любых 3D-программах, что ускоряет процесс производства контента, поскольку не нужно придумывать скрипты и плагины для переноса анимации из одного софта в другой.


Абсолютно все кости Куси можно приводить в движение в реальном времени, достигать реалистичного поведения тела, смягчать пластику, избегать ошибок при резких движениях и усиливать эмоции. Благодаря настроенной коллизии (очерченные границы тела, за которые нельзя заходить — модель не должна касаться себя), маскот может в реальном времени беспрепятственно прикасаться к телу и брать предметы.

Куся уже успела сняться в романтическом ролике, где дебютировала в новом облике, и стала героиней наружной рекламы в Москва-Сити. В ближайших планах — совместное участие со СберКотом в шоу в режиме реального времени, ведение рубрик в блоге, а может… и собственная игра!